Задачи социальной рекламы
Виды и рекламодатели социальной рекламы в России
Доля социальной рекламы в России
Проблемы социальной рекламы в России
“Запрещенная” социальная реклама к Году Молодежи
Скачать ролики


Самая большая странаО социальной рекламе в последнее время стали говорить все больше и больше. С одной стороны, это связано с экономическим кризисом, захватившим мир, с другой (что радует больше) – с тем, что государство и сами люди действительно стали задумываться о необходимости оздоровления общества и воспитании будущего поколения.

Задачи социальной рекламы

Социальная реклама является основным способом привлечения внимания общества к насущным проблемам и нравственным ценностям. Другими словами, она является отражением всех существующих проблем в жизни общества.
Основными задачами социальной рекламы и в советское время, и в наше являлось привлечение внимания общества к этим проблемам, и, что более важно – попытка решить их.

Производство социальной рекламы в России всегда ассоциировалось с деятельностью государства, поэтому сегодня можно говорить о том, что она является основным элементом формирования имиджа государства в глазах общественности. В этом заключается косвенная, хоть и не менее важная, функция социальной рекламы в наше время.

Виды и рекламодатели социальной рекламы в России

Считается, что основным заказчиком социальной рекламы должно выступать государство, но на самом деле все обстоит несколько иначе. Чаще всего сейчас социальную рекламу заказывают некоммерческие или общественные организации. Такая реклама представлена следующими темами:Мода 21 века
– защита животных (заказывает «Общество защиты животных»),
– защита окружающей среды («Гринпис в России»),
– пропаганда донорства (организация «Российский Красный Крест»),
– богатство и красота русского языка (фонд «Русский мир»),
– культура России (Министерства культуры и массовых коммуникаций)
– самая популярная тема 2008 года – пропаганда семейных ценностей (заказывают – различные благотворительные фонды и общества).

Причем, чаще всего все эти организации используют работы победителей различных конкурсов и фестивалей в России, посвященных социальной рекламе.

ай спик рашнНередко в последнее время в качестве рекламодателей социальной рекламы выступают и государственные структуры. В России такого рода рекламу используют, в основном:
– налоговые службы России
– МВД России
– ГИБДД.
– Федеральная Служба по контролю за оборотом наркотиков и другие.

Коммерческие фирмы тоже иногда используют «социалку» в качестве компонента их PR-стратегии. Например, нефтяные компании часто выступают с рекламой, пропагандирующей бережное отношение к природе.

Доля социальной рекламы в России

Несмотря на то, что согласно федеральному закону “О рекламе” 5% всей российской рекламы должно носить социальный характер, по итогам 2006-2007 гг. доля социальной рекламы на телевидении и в наружной рекламе не превышала 1% от общего рекламного объема в России, в 2008 году  этот показатель возрос до 1,7%. Теперь же с наступлением кризиса этот процент может стремительно поползти вверх.
пустой рекламный щит
Это объясняется тем, что средняя заполняемость поверхностей наружной рекламы России в январе 2009 г. по сравнению с прошлым годом сократилась минимум на 20% (от 20 до 60% в зависимости от региона). Поэтому во многих российских городах рекламные компании все чаще размещают социальную рекламу. Причем, инициатива размещения социальной рекламы на пустующих рекламных конструкциях чаще всего исходит от самих рекламных компаний. Фирмы самостоятельно изготавливают и размещают социальную рекламу на непроданных рекламных площадях, а городские власти на это время освобождают их от арендной платы за рекламные щиты.

Во многих городах на пустующих рекламных площадях размещают социальную рекламу в виде цитат из Библии, а также различных фраз, афоризмов и поговорок, которые помогли бы обратить внимание жителей города на общечеловеческие ценности.

Следует отметить, что в связи с кризисом происходит и перераспределение рекламоносителей в так называемом «рекламном пироге». Больше всего объем рекламы снижается в печатной рекламе (газеты и журналы) и наружной. Неуклонно продолжает расти лишь рынок Интернет-рекламы. Если в 2006 году доля Интернет-рекламы составляла всего 1%, то на сегодняшний день это уже 5% всего рекламного рынка.

реклама 9 маяЧто касается постоянных расходов на рекламу, не зависящих от кризиса, то в Москве доля социальной рекламы и городской информации в «наружке» за прошлый, 2008 год, увеличилась до 15%.

В нашем городе «социалка», размещаемая в наружной рекламе в большей мере представлена социально-патриотическими щитами, заказываемыми городскими властями к праздникам, юбилеям и спортивным событиям. Доля такой рекламы во Владивостоке составляет примерно 2-3% от общего объема наружной рекламы в городе, причем только в праздники (23 февраля, 1 мая, 9 мая, день города, Новый Год и др.)

Всю остальную социальную рекламу в городе размещают различные общественные организации и благотворительные фонды. Её доля на протяжении всего года остается неизменной – это около 0,2-0,3% от всей наружной рекламы (или 10-15 рекламных поверхностей).

Если говорить о местном телевидении в городе Владивостоке, то здесь доля социальной рекламы по состоянию на апрель-май 2008 года составила всего 0,31% от всего объема рекламы.

Проблемы социальной рекламы в России

Гринпис в РоссииНизкую долю социальной рекламы в России можно объяснить следующим образом.

Во-первых, отсутствием единого органа, координирующего деятельность в области социальной рекламы. Пока только существует множество различных организаций, как государственных, так и не зависимых от государства, но все они действуют разрозненно и несогласованно. К ним можно отнести Рекламный Совет России (РСР), созданный в 1995 году с целью развития системы саморегулирования рекламы в России, а также Союз создателей социальной рекламы (СССР), созданный в 2003 году с целью способствовать росту общественного и профессионального интереса к теме социальной рекламы.

социалка о куренииВо-вторых, многое объясняется и тем, что российское законодательство практически не регулирует сферу социальной рекламы. Из-за нечетко прописанной законодательной базы до сих пор бытует мнение, что социальную рекламу СМИ и операторы наружной рекламы обязаны размещать бесплатно. Но в законе ничего подобного не написано. В статье 10 ФЗ «О рекламе» говорится об обязательном договоре на распространение социальной рекламы в пределах 5% от общего объема рекламы, но ни слова – о характере ее размещения. Поэтому вся выходящая в свет социальная реклама либо оплачена заказчиками, либо из области благотворительности, т. е. по усмотрению владельцев СМИ.

В-третьих, неэффективным использованием государственного бюджета, так как со стороны государства практически не производится никаких работ по планированию и распределению средств на рекламу. Чаще всего все действия государства в этом отношении сводятся к простому выделению денег, без продумывания и просчитывания рекламного бюджета, а, соответственно, и без последующей оценки её эффективности.

лошадьВ качестве примера можно привести реализацию социальных программ в г. Владивостоке. Разработкой и контролем за реализацией программ в нашем городе занимается Управление по исполнению программ по поддержке населения, а непосредственно реализацией этих программ занимаются районные отделы города. Причем, основной проблемой их реализации является отсутствие целенаправленной деятельности по донесению информации об этих программах до целевой аудитории. Во-первых, выделяя средства из городского бюджета на реализацию программ, администрация не всегда предусматривает затраты на рекламную деятельность. Во-вторых, если даже и выделяются средства на изготовление рекламных буклетов и брошюр, то не производится никаких действий, направленных, опять же, на доведение необходимой информации до целевой аудитории. Часто доходит до абсурда: все изготовленные буклеты вручают людям только во время оказания помощи гражданам. То есть, если это программа «Социальный пакет дачника» (выдача семян одиноким пенсионерам, имеющим дачные участки), то буклеты, в которых освещается эта программа, отдаются в руки пенсионерам вместе с набором семян. Хотя изначальное предназначение их – это ознакомить население с проводимыми мероприятиями и пригласить их прийти в районные отделения для оказания помощи.

В связи с этим, многие в нашем городе даже и не подозревают, что правительство хоть как-то, но помогает своим жителям, разрабатывая и реализуя эти программы. А из-за этого неизменно ухудшается и имидж государства в глазах общества.

Кроме того, низкое качество производимой социальной рекламы создает у людей ощущение пренебрежительного отношения к ним со стороны государства, ощущение того, что «социалка» производится просто «для отвода глаз».

Главной проблемой в отношении социальной рекламы на сегодняшний день я считаю то, что в нашей стране социальная реклама носит нерегулярный, периодический характер, то есть проведение рекламных мероприятий такого характера наблюдается только в Дни Здоровья, Дни Защиты детей, Дни борьбы с наркоманией и т. д.

Так, например, 2008 год был объявлен в России Годом семьи, поэтому масштабы социальной рекламы в этот период возрасли.

Текущий 2009 год объявлен Годом Молодежи, объемы рекламы социального характера в стране хоть и возросли, но качество оставляет желать лучшего.

Для улучшения и оздоровления современного общества, особенно в текущем году, объявленном годом Молодежи, необходимо повышать качество как самой социальной рекламы, так и увеличивать возможную эффективность её воздействия на окружающих. А для этого нужно, чтобы государство изменило, в первую очередь, свое отношение к вопросу о необходимости и важности социальной рекламы в России.

“Запрещенная” социальная реклама к Году Молодежи

В завершение я хотела бы привести пример действительно эффективной, на мой взгляд, социальной рекламы, распространяемой как раз с помощью Интернета, который еще недооценивают и практически не используют в качестве рекламоносителя для социальной рекламы.

В середине февраля в Интернете появился ролик, озаглавленный как «Запрещенная реклама Года молодежи». Сначала видео появилось на сайте молодежного движения «Россия молодая», затем его многократно перезалили на различные сайты для обмена видеофайлами (YouTube, RuTube и другие).

В ролике были показаны реалии современной жизни и нежелание молодежи что-либо менять, главным образом, в себе и своих вредных привычках. Причем автор ролика изначально был неизвестен.

Через полторы недели в сети появился другой ролик, озаглавленный как «Дорогой слуга народа», так сказать «ответ народа чиновникам» – теперь вся вина за современную жизнь перекладывалась на плечи чиновников, а, соответственно, и на само государство.

Но мало кто обратил внимание на то, что после обвинения чиновника в том, что ему выгодна деградация общества, обращение снова адресуется молодёжи: «Вы сами позволили им стать такими, крутить вами, обирать вас, зарабатывать на вашем алкоголизме, унижать вас, ломать души ваших детей. Начните уважать себя, научитесь чтить закон, создайте что-то значимое, начните сегодня…»

Заканчивается ролик словами: «Среди чиновников есть люди, с которыми можно и нужно работать. Ищите их». После этих слов можно было уже кое о чем догадаться.

Как оказалось, оба ролика создал один и тот же человек, а именно – Роберт Шлегель и его студия «Белый свет»». Кстати, сам он является депутатом Государственной Думы от “Единой России”

Эффективность этих роликов можно объяснить, во-первых, способом представления самого материала, а именно – заголовком – «Запрещенноая реклама» (хотя никто этот ролик никуда не продвигал, и, естественно, не запрещал, но слово сделало свое дело – как говорится «запретный плод сладок», поэтому об этом ролике так быстро узнала большая часть пользователей Интернета из России). А во-вторых, якобы от лица народа, ответив на свой же ролик, Роберт Шлегель добился своего.

Скачать ролики

1. Видео “Запрещенная” Социальная реклама к Году Молодежи. Размер: 15 Мб Скачать
2. Видео “Дорогой слуга народа”. Размер: 15 Мб Скачать


автор статьи: кысь