Комментатор на сайте просил меня написать материал об уходе за великом, у нас вовсю идёт зима и я не собираюсь ставить вел до наступления тепла, а продолжаю на нём ездить, потому я решил начать с темы – как ухаживать за велосипедом зимой и как его к этому подготовить.

И сразу скажу, что один из плюсов велосипеда перед мотоциклом – это как раз то, что сезон закрывать не надо, а следовательно нет этой ломки от того, что на улице горы снега и льда, тебя ломает как охота покататься на двухколёсном друге, что аж невмочь, а никак.

Всем мотоциклистам – Привет, а мы начинаем тему про велосипед зимой.

Так. Начнём по порядку. Для начала вам надо выбрать велосипед, который выдержит мороз. Я уже писал статью о [выборе велосипеда для поездок на работу] всё, что остаётся добавить к ней в отношении зимних поездок, это то, что велосипед должен выдерживать мороз.
У нас, например, последние зимы были относительно тёплыми – максимум -20, но я прекрасно помню годы, когда температура падала до -50, помнится был даже зафиксирован рекорд в -52 несколько лет назад.
В такой мороз многие авто не заводились, а пара минут при сильном ветре на таком морозе приводила к мгновенному замерзанию рук и ног.
Так вот. Каким должен быть велик для зимнего периода?

Для себя я отметил такие параметры:
1. Тяжёлым – чтобы не сдувало ветром и крепко стоял на дороге. Для справки – ветер скоростью 10м/с при заходе на вас сбоку в момент когда вы поворачиваете может легко сбить вас, если вы и ваш велик лёгкие – меньше 100 кг.

2. Рама должна быть стальная, т.к. этот металл переносит низкие, как впрочем и высокие, температуры лучше алюминия. Если вы решили ездить на велике с алюминиевой рамой зимой, то при -15 стоит прекратить это делать, а при -10 не скакать по бордюрам и ямам, особенно, если вы сами не пушинка – иначе сломавшийся подседельный штырь или труба, куда он вставляется у рамы, обеспечены (для двухподвеса).

3. Имейте ввиду, что за колёсами велосипеда вам придётся следить постоянно – в данный момент колёса велосипедов делаются из алюминия, который на морозе становится хрупким, в основном это заключается в том, что идёт большая выработка втулок, что можно избежать применением графитовых смазок. И уж тем более никаких прыжков и трюков зимой, если не хотите сложить колесо в квадрат или треугольник. Хотя мне приходится – езжу и по лестницам и по бордюрам, но без всяких BMX штук типа баннихопов.

4. Вилка не должна быть масляной – масло на морозе просто встаёт колом и вилка перестаёт работать – лучше выбрать пружинно-эластомерную вилку – во-первых, такие вилки стоят дёшево и потому их не жалко, во-вторых, в них нечему замерзать.
Все мои знакомые со своими рокшоками и фоксами сидят дома, потому что не работают вилки на морозе, и если вдруг ржавчинка её подкушает на пару с реагентами или упадёшь где, то будет не то, что очень больно, а дорого, я же на своей вилке Zoom колесю по сугробам и льду.

5. Покрышки на вашем велике должны быть злыми, с кучей “зубов”, как у новой зимней автомобильной резины для джипов.
Сейчас китайцы начали делать покрышки из нейлона, не советую – на морозе они деревенеют и очень быстро стираются на асфальте. Выбирайте покрышки из обычной резины, с широкими “зубами” в 1-2 ряда по центру и по краям. Также лучше выбрать покрышки с толщиной более 2,10″. Я езжу на 2,35 – по снегу и льду идут просто прекрасно, по кочкам ездить стало очень мягко.

Вот какие покрышки у моего велика.

6. Тормоза – только механические дисковые. Ободные тормоза просто перестанут работать на морозе после пары оборотов колеса в снегу, а дисковые гидравлические замёрзнут через 1-2 километра пути, даже если вы туда будете заливать DOT-4. Многие, кто используют велосипед для поездок на работу, а не как что-то один раз покататься переходят с ободных тормозов и гидравлики на дисковую механику – мороз ни по чём и ремонтопригодность на высоте, а также цена в идеальном балансе. Но в общем-то про тормоза забудьте вообще, просто не гоняйте.

7. Педали – не пользуйтесь контактными педалями и обувью для них зимой. Зима подразумевает снег и лёд на дороге, если велосипед понесёт вы просто не успеете выстегнуться, чтобы выставить ногу при падении в нужный момент и разложитесь на дороге.

8. Переключатели и тормозные ручки – они обязательно должны быть металлическими, особенно тормозные ручки. Вы же не хотите, чтобы при нажатии на ручку тормоза она переломилась от мороза и вы остались без тормозов?

В этом случае лучше смотреть в сторону переключателей Shimano EF51-7  и им подобных – все важные детали в них сделаны из металла, потому холод им не страшен. Мои такие уже чего только не пережили, держатся молодцами!

Shimano EF51-7

9. Дальше – звезда, трещотка и цепь – подойдут любые, главное, чтобы они были из прочного металла, а не из фольги или толщиной в бумажный лист.
Но как показала практика, чем меньше скоростей у вашего велика, соответственно, тем толще звёзды в трещотке и толще цепь, а значит медленнее идёт износ этих частей. Опять же не забывайте о смазке – время от времени смазывайте их графитовой смазкой с добавлением ШРУС-4.

10. В первую очередь перед началом холодов надо обновить смазку всех деталей системы и втулок в колёсах, лучше выбрать графитовую смазку, т.к. графит уменьшает трение и если вдруг смазка встанет колом, то графит какое-то время сможет спасать металл в системе.
Цепь же зимой надо смазывать жидким трансмиссионным маслом, хотя и не только зимой. Масло для этого выбирайте с маркировкой 10w40 – первая цифра означает отрицательную температуру при которой масло не замёрзнет, а вторая максимальную положительную, при которой масло не начнёт высыхать. 10w40 работает при температуре от -10 до +40, реально оно выдерживает и до -30. Смазывайте им цепь перед выездом – просто капайте пару капель на цепь и можно ехать. Затем не забывайте прокапывать цепь и звёзды при приезде в пункт назначения, чтобы за 8 часов, что вы на работе, разморозившаяся система не заржавела от конденсата. Я вожу с собой старую зубную щётку, капаю на неё масло и начищаю цепь и звёзды – дело 5 минут, зато система и смазана и очищена от налипшей грязи. А щётку просто оттираете о туалетную бумагу и обратно в пакетик.

Вот ещё видео с ютуба от человека, который тоже начал кататься зимой на велике.