Перед тем, как начнёте читать эту статью, рекомендую ознакомиться [с параметрами], которые должны присутствовать у вашего велосипеда, чтобы вы могли более-менее уверенно ездить зимой на нём. Хотя если вы отмороженный на всю голову экстремал, можете и не читать :)

***

Не секрет, что зимой снег у нас не убирают и он лежит плотными пластами льда на асфальте до самой весны, потому ездить нам придётся по льду или утоптанному снегу, если вы городской житель.

Вполне возможна вероятность, что зимней резины для велика вы не найдёте в своих веломагазинах, а покупать “зимнюю” покрышку за 100 баксов лично я считаю идиотизмом, потому что эта покрышка будет держать дорогу не лучше какой-нибудь “злой” Kenda или Innova за 20. Проверил пару недель назад.

Потому при езде лучше выбирать утоптанный снег, чем лёд. Покрышки выбирать широкие из резины со злым протектором – толщиной от 2,1 и дальше.

При передвижении выбирайте скорости 1-2, 1-3, 1-4. Даже, если вы чувствуете, что велосипед уверенно держит дорогу и его не сносит на льду, не переключайте переднюю звезду с 1 на 2, т.к. во-первых, при этом у вас повысится скорость передвижения, а это в свою очередь может вынудить вас к более сильному торможению в экстренных ситуациях, что может повлечь занос на льду и падение, во-вторых, на 2-й звезде вам надо будет делать больше усилий для того, чтобы сдвинуть велосипед с места, что может заставить сделать рывок при старте, в результате чего заднее колесо провернётся на льду, что опять же может закончиться падением.

Дальше. Помните, что в отличие от передвижения пешком по скользким поверхностям на велике вы можете упасть только влево или вправо, соответственно, будьте готовы выставить ногу в сторону падения, чтобы удержать равновесие и остановить падение (вот почему нельзя кататься зимой в контактных педалях и ботинках).

При заезде в гору может так случиться, что вы начнёте скатываться назад. Самое главное, это не зажимать оба тормоза – зажимайте только передний. Если вы зажмёте оба или задний, то велосипед начнёт вести юзом вправо или влево и вас развернёт, после чего вы неминуемо упадёте. Потому не дожидаясь пока это всё произойдёт – зажимаем передний тормоз и слезаем с велика (слезаем в ту сторону, куда велик хочет упасть), если получится, то лучше слезать вправо, чтобы не оказаться посреди проезжей части.

В случае необходимости остановки на льду, тормоза зажимаем заранее до места остановки не сильно, выставляем обе ноги и докатываемся до точки остановки, помогая замедлить движение ногами, ни в коем случае не зажимайте тормоза на максимум – велосипед может понести и вы упадёте. Ноги надо выставлять, чтобы, если велосипед при торможении всё же упадёт, то упадёт он у вас между ног, а вы останетесь стоять на ногах – но этот вариант прокатит только, если велосипед идеально подходит вам по росту, если ваш рост 160 сантиметров и вы едете на 29 дюймовом велике по льду, то вы камикадзе.

Скорость – я уже написал, что максимум переключаемся на 1-4, не больше, т.е. едем на скорости 15-20 км/ч. Слишком медленно – опасно, больше вероятности поскользнуться, слишком быстро – можете упасть при торможении или не успеть остановиться. Тут ориентируйтесь на то как велосипед ведёт себя на дороге, но опять же – не гоните, держите себя на контроле и не разгоняйтесь на льду больше 20 км/ч. Сейчас кусок чистого асфальта, а через пять метров может быть отполированный сотнями авто лёд и пешеходный переход со светофором.

Следите за тем как едут по дороге автомобили впереди вас – если они скользят или вообще уходят в занос, то лучше не лезьте на дорогу, вы не танк и если авто там не проезжает, то вам может не хватить умения проехать там. Или вас зацепит какой-нибудь неадекват на лысой резине. По моим наблюдениям многие водители у нас вообще не в курсе о существовании зимней резины и ездят на летних с затёртым протектором покрышках.

Если есть рядом широкий тротуар без людей, лучше езжайте по тротуару, а не по дороге. За декабрь я несколько раз видел как разворачивало на льду машины. Меня спасло только то, что я был на тротуаре и авто упирался в бордюр.

Да и сам факт появления вас на дороге на велике зимой у водителей будет вызывать шок и панику, у многих водителей это вызывает желание нажать на тормоз, что в сумме с лысой резиной приводит к авариям. Я лично решил не пугать водителей и езжу, если есть возможность, по тротуарам, тем более по [новым ПДД это можно делать официально], а на опасных участках веду велик рядом вдоль обочины.

Накачивать колёса давлением более 2,5 атмосфер не стоит – если у вас обычная злая покрышка, то вам надо обеспечить ей максимальный контакт с поверхностью – добиться этого можно только уменьшением давления в шинах, надуйте колесо до 2,5 атмосфер, если будете чувствовать, что велосипед ведёт на льду, то можно снизить давление до 2, некоторые снижают и до 1. Если есть возможность, то выбирайте покрышки с шириной 2,1, 2,125, 2,25, 2,35. Чем толще покрышка, тем устойчивее велосипед на дороге. Помните также, что на морозе резина дубеет, а покрышки часто имеют выгнутую форму протектора, потому, чтобы вы не ехали на одном центральном зубе замёрзшей покрышки надо снизить давление, чтобы она вгрызалась в лёд и снег всеми своими зубами и удерживала вас и велосипед в вертикальном положении.

И ещё полезное видео о передвижении зимой.

Единственно, замечу, про тормоза. Автор видео говорит об ослаблении тормозов.
Если у вас Zoom DB-280/320, то да – вам надо их ослабить, или не сильно зажимайте в момент торможения.
Если у вас китайские вариации под Tektro – фирм Boli или Flame (у меня, например, Boli), то они себя чувствуют зимой хорошо, так же как и летом, потому ничего ослаблять не надо.

Вот вроде бы всё, что могу посоветовать тем, кто решил ездить на велосипеде зимой на работу.

От себя добавлю, что это очень опасно, надо иметь большой велопробег и умение рулить в экстренных ситуациях, а также хорошую реакцию.

Если вы любитель экстрима, то вы его получите выше крыши.