Ехал пару месяцев назад в горку, хорошую такую горку, примерно под 30 градусов и длиной в километр.
Почти в самом её конце догнал веломана – я так называю людей, которые едут на каком-нибудь шоссейнике в велоформе (шорты с памперсами, футболка цветастая, велошлем типа скорлупка) и тот презрительно меня оглядывая, при этом с явно натуженным видом, прокручивая педали, выдал излюбленный вопрос тупой школоты:
– А чё у тебя колёса такие маленькие?
Я окинул взглядом веломана, который представлял из себя не лучшее зрелище – он был потный, по лбу текли капли пота, под мышками на жёлтой футболке сияли мокрые пятна, да и в горку он въезжал еле-еле.
– А тебе какое дело? – спросил его я.
– Ну, на маленьких колёсах как-то… – промямлил что-то веломан.
Ааа, ну ясно, наш поциэнт, подумал я про себя, типичный потребитель – цацку покруче, колёса побольше. Небось его велик стоил тысяч 30, да ещё и на велоформу потратился, чтобы быть круче всех, а тут его какой-то чел на двухподвесе уделывает. Как бы восстановить своё ЧСВ долго искал, но быстро заметил, что у меня колёса меньшего диаметра, чем у него, сразу же и решил самоутвердиться за счёт них – пиписьками, так сказать, помериться.
Что же. Будем проводить терапию…
– Ты сегодня сколько километров уже проехал? – спросил его я.
– 5. Я от сюда до площади прокатился и вот обратно еду, – ответил веломан.
– И чего такой потный, летел быстро?
– Нет, по спидометру 15-20 км/ч.
– Уууу. – улыбнулся я. – А я вот уже 10 километров проехал с набережной, через площадь и вот сюда, скорость была 30-35 км/ч. И как видишь не потный, хотя одет в джинсы обычные и рубашку. При этом у меня велик весит 21кг, рама стальная, двухподвес, рюкзак с 5 кг веса. А знаешь почему я так легко в гору въехал и даже не запыхался и не вспотел?
– У тебя электровел, – веломан показал пальцем на защиту от грязи на трещотке (которую все принимают за электродвигатель).
– У меня не электровел. А секрет прост. Город у нас гористый, пробки постоянные, потому как бы ты не хотел, на максималке ты не будешь ехать, потому что то олень, то баран за рулём, светофоры и прочее. Часто приходится тормозить и разгоняться, а 26 колесо разогнать тяжелее, чем 24 за счёт его большего веса и большего диаметра. Плюс ускорение у меньшего колеса больше, т.к. провернуть его легче, потому и в гору я еду легче.
– Да ну. – удивился веломан.
– Давай, ща поднимемся и рванём с места кто быстрее, – предложил я.
-Ок, – загорелся азартом веломан, ЧСВ у него уже начало проседать, но он явно не хотел падать в моих глазах и показать, что бешеные деньги за свой велонабор он отдал не зря.
Мы поднялись вверх, при этом я заехал на вершину быстрее, чем он, на что веломан сказал, что он типа вполсилы крутил педали :)
Затем выбрали свободный участок дороги и на счёт “три” стартанули. Я был первый.
После моей безоговорочной победы пошли отмазки от веломана, но факт, был фактом, я оказался быстрее.

Так почему же я оказался быстрее? и есть ли зависимость между диаметром колеса и скоростными характеристиками у велосипеда?

Да. Есть.

За всю мою веложизнь я покатался на разных велосипедах, но сейчас поговорим о тех велосипедах, которые продаются у нас в стране, т.е. великах с диаметрами колёс 20, 24 и 26.

В большинстве случаев велики были с обычной магазинной резиной типа Kenda или Innova, часто даже с одинаковым рисунком и толщиной, диаметр у резины был соответствующий диаметру обода. Потому тесты, сделанные мной лично для меня показательны, кто не верит, может сам провести подобные испытания, уверен, что вы придёте к тем же результатам, которые я опишу ниже.

Не претендую этой статьёй на научную работу, пруфов не будет, мне лень их искать, опишу чистое ИМХО, но если вы адекватный человек, то вам и доказывать ничего не надо будет, всё и так в этом материале понятно чисто из логических размышлений.

В ходе испытания различных велосипедов я заметил следующее, что велосипеды с маленьким диаметром колёс быстро рвут с места, легко въезжают в горку. Особенно это меня поразило, когда я поднимался в примерно такой же описанный выше подъём на велике с 26-ми колёсами и алюминиевой рамой, при этом на скорости 1-2 и еле вытягивал последние метры подъёма на 1-1 (21 скорость), при том, что через пару минут я легко въехал в этот подъём на односкоростном бэмике с 20-ми колёсами.

Следующим был случай, когда по прямой и ровной дороге я гнал за человеком на велосипеде с 26-ми колёсами и пока мы ехали по равнине, я никак не мог его догнать, я разогнал велик до такой степени, что педали уже прокручивались в холостую, но догнать его никак не мог, но как только начался подъём я сразу же опередил его.

На велике с большими колёсами можно легко разогнаться на прямой до 60 км/ч, на 20-х можно выжать максимум 35.

Однажды засев за интернет я принялся читать литературу по автомобильной и мото тематике на тему оптимального диаметра колёс и вот какие выводы после прочтения этих книг и статей у меня появились:

Размер колеса явно показывает зависимость между ускорением и максимальной скоростью, которая заключается в том, что чем меньше диаметр колеса, тем выше ускорение и меньше максимальная скорость.

Незамедлительно я провёл тест драйвы доступных мне великов.
Результаты тест-драйвов байков, которые мне давали погонять, показали вот такие данные, которые я свёл в таблицу.

С
к
о
р
о
с
т
ь
Ускорение
км/ч Максимум Среднее Низкое
30-35 20
35-45 24
45-60 26

Максимум на 24-х колёсах я выжимал – 45 км/ч – честно скажу, на велике уже на 35 км/ч кой-чего сжимается, так что лично мне и 45 км/ч достаточно.

Т.е. книги и статьи не врали:
Ездишь по прямой на дальняк по пустым трассам – бери 26-е.
Катаешься в плотном трафике и часто тормозишь и разгоняешься – бери 20-ку.
24 золотая середина.

Любители всяких Need fo Speed могут вспомнить тюнинг в этой игре, когда, на многих деталях явно отмечалась зависимость между скоростью и ускорением – либо скорость и маленькое ускорение, либо высокое ускорение и маленькая скорость.

Вторая таблица по результатам прочтения теории и тестовых заездов оказалась такая:

П
р
о
х
о
д
и
м
о
с
т
ь
Управляемость
Отличная Хорошая Слабая
Низкая 20
Хорошая 24
Очень хорошая 26

Велосипед с маленькими колёсами легко рулится. Не зря BMX – трюковый велосипед оснащается колёсами на 20 дюймов, т. к. лёгкое и маленькое колесо просто повернуть и за счёт меньшего диаметра у него большая площадь действия и маневрирования.

В случае же с 26-ми колёсами меня никогда не покидало чувство езды на каком-то танке или неповоротливой барже, если на велике с 20-ми колёсами лёгкий толчок руля вправо или влево сразу ощущался в изменении траектории движения, то 26-й можно было повернуть только приличным вывертом, что исключало какие-либо попытки маневрирования на этом велике на маленьком пространстве.
При этом за управляемость приходится расплачиваться пониженной проходимостью.
При этом какие-либо изменения в управляемости между 20 и 24 колёсами я по началу не заметил, они проявились только на скоростях больше 25 км/ч.

Проходимость. Например, на песке 20-е колёса сразу буксуют. Однажды я попал на дорогу из щебёнки, когда ехал на велике с 20 колёсами – он сразу зарылся в щебень и дальше мне пришлось его катить рядом. 24-е и 26-е колёса по этой дороге прошли без проблем, правда 24-му это далось немного сложнее, но в общем-то этот минус можно решить более толстой и злой резиной.

Грязь и жижа тоже не подойдут для 20-х колёс. Нормально он едет только по асфальту и укатанной в камень дороге.
24 и 26 легко проедут по кочкам, ямам, выбоинам в асфальте. Чем больше диаметр колеса, тем большие ямы оно может осилить.

Размер колеса влияет на управляемость транспортного средства – чем меньше колесо, тем лучше управляемость, но падает проходимость на бездорожье.

Ездишь по грязи и жиже на дальняк – бери 26-е.
Ездишь по извилистым укатанным тропкам на небольшие расстояния – бери 20-е.
Хочешь кататься и там и там, не сильно теряя в комфорте езды – 24 золотая середина и по грязи проедут и управляемость на больших скоростях лишь чуть хуже, чем у 20-ки.

Следующая проблема для жителей гористых местностей.
На больших колёсах тяжело подыматься в гору – мало того, что надо его раскрутить, так надо ещё и бороться с подъёмом.
На некоторые подъёмы на 26-х колёсах я просто не мог въехать с места, при этом на 20-ке и 24-ых я тяжело, но забирался.
Потому напрашивается ещё одна таблица:

Подъём в гору
Легко Средне Тяжело
20 24 26

Например, время от времени мимо меня на одном затяжном подъёме, проносится чел на односкоростном велике типа Кама, со всеми своими скоростями и вкачанными ногами я не могу угнаться за ним. Потому что пара надавливаний на педаль перед заходом на подъём и он уже влетел в него, дальше он только поддерживает скорость. Я же уже на середине пути начинаю бороться с диаметром колеса, которое всё тяжелее вкатывается вверх и потому если до середины подъёма мы ещё идём вровень, то потом он оказывается впереди. На 26 колёсах, я в этот подъём въезжаю весь потный с мыслью, что надо было лучше пешком подняться, пусть это и дольше.

Много подъёмов – бери колёса с маленьким диаметром, если не хочешь ехать потным и вонючим.

А ещё советую ради интереса сравнить диаметр колёс велосипедов и автомобилей, у большинства легковых авто колёса как раз примерно между 20-ыми и 24-ыми велосипедными.

Безусловно на выбор колёс косвенно влияет и рост человека – часто велосипед выбирается исходя из роста и высоким людям приходится выбирать 26-е или вообще 29-е колёса, тут уже ничего не поделаешь, либо можно собирать вел из комплектующих самому, я, например, так и сделал, потому что вел брался как транспортное средство, а не для покататься в велоформе один раз, типа я за ЗОЖ.

Я выбрал золотую середину – 24-е колёса, хотя это имеет минус в виде тупой школоты и прочих личностей, желающих сумничать.
Если 20-е колёса никого не смущают – ну типа бэмик, чувак экстремалит, а 26-е воспринимаются просто и молча, то 24-е вызывают в неокрепших умах наших граждан тупой по своей дебильности вопрос – а чё у велика такие колёса маленькие?

Надеюсь, после этой статьи этот вопрос мне будут задавать реже :)