Часто в веломагазинах вижу такую картину – симпатичная стройная девушка-женщина лет 30-ти на высоких шпильках с дорогим макияжем, в красивых модных облегающих джинсах и кожаной куртке заводит с продавцом такой диалог:
– Здравствуйте, я хочу купить велосипед, чтобы ездить на нём на работу. Какой посоветуете?

При этом мне хочется сделать фэйспалм и посоветовать девушке забыть об этой идее, но судя по тому, что сколько я езжу на велосипеде, а так и не увидел подобных барышень на великах мчащихся на работу (я вообще девчонок на великах не вижу), то, видимо от этой затеи их отговаривают другие люди… Ну или же прокатившись один раз на велике по нашим дорогам у девушек отпадает какое-либо желание садиться на этот вид транспорта :(

Но это ладно продавцы, барышни и прочие – забудем о них. А вернёмся к нам – обычным людям.
В первые годы пока я ездил на велике многие мои знакомые смеялись надо мной, говорили, чтобы я купил себе машину и не мучился (хотя мучились как раз они, а я наслаждался катанием на велике), а сейчас они часто приходят и спрашивают меня какой велик лучше купить, и чтобы не повторять одно и тоже много раз, я решил написать эту статью, хотя всё всё равно заканчивается одинаково – я иду с ними выбирать велик :)

Да, есть всякие таблицы подбора велика по высоте, выбор диаметра колеса и прочее, но мы не об этом сейчас. Сейчас разговор о другом – о том, что стоит за этим.

Первым делом перед покупкой велика надо определиться для чего ты его покупаешь.
Можно купить велик для катания вокруг дома.
Можно купить велик, чтобы он просто стоял дома.
Можно купить велик, на котором будешь постоянно куда-то ездить.
Можно купить велик для экстрима.

Мы будем рассматривать покупку велосипеда, для поездок на работу, по той причине, что я в этом уже достаточно подкован, чтобы давать советы, а меня как раз о покупке велосипеда спрашивают относительно того, чтобы на нём ездить на работу. Но и про покупку велика для других надобностей не обойдём мимо.

Значит, мы решили ездить на работу на велосипеде. Какие вопросы нам надо решить и какие параметры поставить в главные критерии выбора велосипеда?

1. Стоянка для велосипеда
Вот мы выкатились из дома, приехали на работу – где нам оставить велосипед на рабочее время?
Я этот вопрос решил заранее – куда бы я ни ехал – там есть охранники, с которыми заранее я договорился, что в их охранных будках я буду оставлять велосипед. Либо, если нет охранника или охранник не вызывает доверия, я договариваюсь с людьми, к кому еду, что я приеду на велосипеде и притащу его с собой к ним в офис/квартиру.

Некоторые мои знакомые считали, что этот пункт, который я вынес на первое место – ерунда и оставляли свои велосипеды на велостоянках перед соседними торговыми центрами или пристёгивали к лестницам и перилам перед входом в здание – теперь они ходят пешком или покупают новый велосипед.

Сохранность вашего верного железного коня в ваше отсутствие самый важный пункт – пока не решите его, о покупке велосипеда даже не думайте.

2. Стоимость велосипеда
Теперь, раз мы решили вопрос со стоянкой, перейдём к стоимости велосипеда.
Если вы точно знаете, что велосипед будет под охраной, а ещё лучше, будет в пределе вашей непосредственной видимости и доступности – у вас в рабочем кабинете, то можете смотреть на велосипеды стоимостью выше 10 тысяч рублей (350 баксов и далее), если нет, то вам стоит взглянуть на велики за 5-8 тысяч. Ну или на те, которые стоят такую сумму, какую вам было бы не жалко потерять. Только имейте ввиду – цена на велосипед, как и на другие товары, имеет значение.

3. Комплектация велосипеда
Надеюсь, вы прочитали мою [предыдущую статью] и видели каким был мой первый велосипед. У него не было тормозов (только так называемый цепной/ножной), не было амортизаторов, но тем не менее, он до сих пор меня устраивает. Почему?
Потому что комплектация велосипеда зависит от того что из себя представляет дорога, по которой вы едете на работу. Я на своей “Каме” езжу только в магаз и на рынок.

Вот у меня, например, дорога на работу – это крутой спуск вниз, потом километр в пробке по хорошему асфальту, потом километр по бездорожью временами посыпанному щебнем и гравием, а затем резкий подъём в гору. – Понятное дело, что односкоростная Кама тут совсем не подойдёт, потому я и решил купить циклокроссовый велосипед.

При этом пока я ездил по дорогам на Каме, чёткие посоны с раёна советовали мне купить горный. Видимо, классификация велосипедов с советских времён на столько уселась в мозгах наших людей, что они только и знают, что горный и складной велосипеды и на этом всё. На самом деле эта классификация лично мне кажется устаревшей и не отражает видовых отличий среди велосипедов, т.к. не все горные велосипеды одинаковы.
Видов велосипедов сейчас тьма и каждый хорош для разных дорог.

Для разных дорог нужен разный вид велосипеда.

Что представляет из себя ваша дорога на работу?

Давайте попредставляем:
Плоская ровная асфальтированная дорога, без подъёмов и спусков, без пробок, с небольшим количеством машин и в идеале – выделенная велодорожка, длина пути в одну сторону не более 3 км – в таком случае покупайте себе Каму, Гамму и прочие складные велики за 100-150 баксов и никому не парьте мозг, во-первых, эти велики дешёвые, во-вторых, убить вы их сможете, только если как я искупаете в сливном коллекторе, в-третьих, их легко можно починить молотком и разводным ключом, да банкой с Литолом 24. И особенно хорош данный велосипед, если вы так и не нашли нормальное место стоянки для него – на такой велик разве что дворник из Средней Азии позарится. Также имейте ввиду, что много на нём не проедешь, максимум 2-3 километра, больше это просто мучение – руки устанут, попа и ноги, потому если вам до работы пилить, например, 7 километров, то вам лучше присмотреться к другому виду велосипедов – хардтейлу, о котором я напишу ниже.

Итого: Кама – отличный велосипед для езды вокруг дома и в магаз за хлебом, для поездок на дистанции 2-3 километра по хорошему асфальту. Стоит такой велосипед в районе 100 долларов или 3000 тысяч рублей.

Асфальтированная дорога с небольшими подъёмами, без пробок, небольшим количеством машин, небольшим количеством ям и выбоин, длина пути до 5 километров в одну сторону – что выбрать в таком случае? Тут уже Кама не подойдёт, нет вы можете, конечно, кататься и на ней, но имейте ввиду, что от постоянных вибраций из-за неровного асфальта вам придётся постоянно подкручивать гайки, своей попой ощущать каждую кочку, а подъёмы будут приводить ваши ноги и особенно колени в агонию – если не хотите получить артроз или какую гадость, то Кама при такой дороге противопоказана. Здесь вам нужен велосипед – хардтейл (велосипед у которого есть амортизатор только спереди – в вилке, чаще под словом горный велосипед имеют ввиду именно его) – с самой простой амортизационной вилкой, можно даже с не регулирующейся, хорошим удобным седлом и колёсами на 24 дюйма и больше и обязательно системой скоростей. Скоростей должно быть как минимум 7, а лучше 18 (21, 24 и т.д.). Именно наличие скоростей позволит вам легко въезжать в подъёмы, сохраняя в целости ваши колени, или на ровной дороге сохранять приемлемую скорость движения без сильного усилия по давлению на педали.

Стоит такой вел в районе 5-8 тысяч в зависимости от материала рамы и установленной тормозной системы, но о них мы поговорим отдельно.

Итого: хардтейл за 5-8 тысяч с ободными тормозами при цене до 200$ и дисковыми при цене выше 200$ отличный велосипед для езды по асфальту и укатанным не асфальтированным дорогам на дистанции до 8 километров.

И третий вид дороги – это дорога современного города – пробки, давка, выбоины и ямы на асфальте, лужи, валяющиеся на дороге камни, растёкшаяся канализация, изливающая вонючие потоки на дорогу, песок не убранный с зимы на обочинах и откровенное бездорожье без асфальта (по такой дороге еду я :) ) – тут выбор один – двухподвес. Двухподвес – это велосипед, у которого два амортизатора – на вилке и у рамы, а сама рама состоит из двух соединяющихся, в том числе через задний амортизатор половин. Такой велосипед сгладит неровности дороги, кататься на нём будет комфортно, а ваша попа будет вас благодарить за задний амортизатор. Размер колёс для такого велосипеда лучше брать тоже 24 дюйма, но если у вас есть место для велика дома и на работе, то можете посмотреть и в сторону 26-х и может быть даже 29-х колёс. Помните только, что, чем больше колёса, тем больше велосипед, тем больше места для него надо.

Итого: двухподвес стоимостью от 350$ – отличный велосипед для поездок по любым дорожным поверхностям на любые дистанции.

3. Колёса
На какой велофорум не зайди, все пишут, что сейчас надо брать 26-е колёса – т.е. велосипеды, у которых установлены колёса на 26 дюймов.
А другие советуют и вовсе брать велосипеды с 27,5, 28 или 29 колёсами.
Начнём с того, что велосипеды с такими колёсами стоят от 20 тысяч рублей, а потому малость выпадают из разряда велосипедов для поездки до работы.
Потом, большие колёса – как я  уже писал, требуют много места, велосипед будет занимать большое пространство, если вы собираетесь держать велик в офисе, то 29-е колёса совсем не катят.

По поводу движения по дороге – если в основном вы движетесь в пробке, то лучше 24-е колёса, т.к. вел на таких колёсах хорошо рвёт с места – быстро разгоняется, т.к. требуется меньше сил, чтобы сдвинуть с места небольшое колесо, кроме того, колесо маленького диаметра на  много крепче, чем большое – что особенно актуально при ямах на дорогах.

Кроме того, на выбор колёс вами может повлиять и ваш рост, если вы ростом 160-170 сантиметров, то придётся много побегать в поисках вела на 26-х колёсах (27, 28, 29 тем более), который будет вам как раз и не будет при каждом вашем соскоке с вела пытаться рамой отбить вам промежность. Велосипедов же с 24-ыми колёсами на такой рост найти проще простого.

Какой диаметр колёс лучше – тема заслуживающая отдельного разговора.

4. Тормоза
На данный момент существует три вида тормозов на велосипед.

Цепной/ножной – вы крутите педали назад и велосипед останавливается.
Минус этих тормозов – тормозит только заднее колесо, если порвётся цепь, то у вас нет тормозов, а износ цепи при таком тормозе дикий, если вы много ездите, потому велосипеды с таким тормозом подходят либо для езды вокруг дома, либо по ровным дорогам.

Ободной тормоз – тормозные колодки тормозят об обод колёс.
Минус – вместе с тормозами стирается и обод, если часто ездить, то можно попасть не только на новые тормоза, но и на новые обода, что влетит в копеечку и геморрой с заменой всего этого дела.
Но продавцы в веломагазинах, которым надо сбыть ободные дешёвые велики, будут вам петь, что ободные тормоза лучше всего на свете и т.д. и т.п. А всякие непонятные челы, которые почему-то катаются на велах с дисковыми тормозами вам будут вторить тоже самое, что и продавцы. Не ведитесь на это. Я прошёл ободные тормоза как страшный сон и рад, что быстро избавился от велосипеда с ними, правда, если вы покупаете хардтейл за 5 тысяч, то тормоза скорее всего у него будут ободные. Ничего не поделаешь.
Причём, все эти ребята деликатно молчат о той жопе, что ждёт вас при минусовых температурах и том, что длина тормозного пути у велосипеда с ободными тормозами может доходить до 8 метров! Если вы себе не враг, то лучше накопить денег и взять себе вел с дисковым тормозом.

Дисковый тормоз – к колесу крепится диск, который сдавливается с двух сторон колодками – принцип работы похож на дисковые тормоза мотоцикла.
Дисковые тормоза бывают двух видов – механические и гидравлические.
Первые для нормальных пацанов, вторые для мажоров, которые на своих велах ездят исключительно по праздникам :)

Ладно, шучу, хотя в каждой шутке только доля шутки.

Гидравлические тормоза отличаются от механических только своей дороговизной и сложностью в эксплуатации и обслуживании, а если вы живёте в холодных странах, то ещё и проблемами при эксплуатации в зиму.

Механика надёжна и неприхотлива, а починить её можно в глубоком лесу молотком, отвёрткой и шестигранниками – был случай :)
Зимой, она неприхотлива к морозам, т.к. никакой жидкости, как в гидравлических тормозах, в ней нет, потому и замерзать там нечему. Главное вовремя подтягивать колодки и следить за их износом. Комплектующие на механику стоят копейки – в районе 100 рублей.

Потому лично мой выбор и совет всем – дисковые механические тормоза – во-первых найти велосипед за 10 тысяч с механическими дисковыми тормозами не проблема, во-вторых, если мы собираемся ездить и в грязь и в жару и в холод, да при этом ещё и обходиться тем, что просто протрём пыль с велика раз в неделю и хватит, то ничего лучше ещё не придумали.

Из истории скажу, что ситуация борьбы между ободными тормозами и дисковыми была в авиастроении и ободные тормоза ввиду того, что надо было менять не только их, но и колёса слили дисковым. Но вы, конечно же, можете верить в то, что хорошие ободные тормоза лучше дисковых механических тормозов. Потом, когда они вытрут вам обод до дыр, вспомните эту статью.
Ну и потом, если ободные тормоза такие клёвые, чего же их не ставят на мотоциклы? :)

Кстати, видео о том до чего ободные тормоза доводят обод и демонстрация отличия одинарного обода от двойного.

5. Рама
Вот с рамой нужно быть аккуратнее.
Дойдя до этого пункта, вы должны уже решить все предыдущие пункты для себя и первое, что важно при выборе рамы, это её размер.
Рама и велосипед в целом должны подбираться так, чтобы если вы встанете над его рамой, то от верхней трубы рамы до вашей промежности оставалось бы ещё 8-10 сантиметров.
Почему этот параметр важен?
Бывают моменты, когда вам приходится резко спрыгивать с велосипеда или удержать равновесие наступив ногой на землю – если ваша рама высокая, то при таком действии вы можете удариться вашим хозяйством о раму и уже ни о какой поездке на велосипеде и мыслей у вас не будет.

Неадекватные родители часто покупают своим детям высокие велосипеды с колёсами на 26 и высокой рамой, что в итоге приводит к тому, что дети падают и отбивают себе ноги и промежность. Сам был свидетелем случая как пятиклассник навернулся на 26 дюймовом хардтейле из-за того, что ему просто не хватило длины ног, чтобы успеть спрыгнуть на землю с высокого велосипеда. Если вы на столько не любите своих детей, то купить им высокий велосипед (или как некоторые говорят “на вырост”), самый лучший способ издевательства над ними – синяки и ссадины после каждой поездки обеспечены.

Если вы сами невысокого роста и покупаете себе велосипед “на вырост” потому что 26 дюймов у всех, чо я как лох буду на 24, то лучше вообще не покупать вел, разоритесь на лечении – езда на велосипеде не по росту ни к чему хорошему не приводит.

Рамы недорогих велосипедов могут быть сделаны из двух материалов – железо (сталь) или алюминий (силуминий).
Как правило железные рамы тяжелее, зато надёжнее, алюминиевые лёгкие, прочность чуть поменьше, чем у железных, а вот цена в несколько раз выше.

Какую раму выбрать? Я выбрал железную.
Я не хотел тупо похудеть, я хотел немного, что называется, вкачаться – нарастить мускулатуру, потому я выбрал тяжёлый вел, кроме того, тяжёлый велосипед хорошо чувствует себя на дороге в ветряную погоду, а ветра у нас такие, что деревья с корнем из земли вырывает.
Да и проезжающие мимо лихачи не так страшны, т.к. вес в 20 килограмм – столько весит мой велосипед в полном снаряжении на много тяжелее сбить воздушным потоком, чем алюминиевую пушинку в 6-10 килограмм.

Но если вы девушка, то тут без вариантов – алюминиевая рама, ведь вы же не хотите стать похожей на Шварценеггера.

Так что – если вы парень без разницы какую раму вы выберите – главное, чтобы вы могли дотащить велосипед по лестнице до квартиры или кабинета.
Если вы девушка – алюминиевая рама.

И самое главное – помните, что без последствий человек может поднять только около 10% своего веса.

Ещё рама должна быть удобной для закрепления на ней сумок, рюкзаков и прочего, потому что чуть попозжа вы поймёте, что возить рюкзак с вещами на себе совсем не весело, а лучше когда это всё едет на велосипеде. Даже 400 грамм веса после 3 км пути существенно влияют на ваше состояние.

Например, я сейчас бьюсь над уменьшением веса перевозимого на себе, а мой вел обрастает всевозможными сумками – туда уже переехали тросы, ключи и ремнабор для велосипеда.

6. Обода
Обода бывают двух видов – одинарные и двойные. Делают их из железа или из алюминия. Тут надо сделать однозначный выбор в сторону двойных алюминиевых ободов.
Алюминиевые, потому что лёгкие – учитывая, если вы выберите велосипед со стальной рамой, то на ободах цена материала из которого они изготовлены не так ощущается, потому можно переплатить за алюминиевый обод, чтобы велосипед не был совсем уж тяжёлым.
Двойной обод надо выбирать потому что он крепче – меньше шансов словить восьмёрку, погнуть колесо или выбить спицу.
К тому же обод чаще всего контактирует с грязью и водой, от которых железные обода очень хорошо ржавеют, алюминиевому ржавчина не грозит.

Ещё я встречал подвид одинарных ободов – так называемые армированные или укреплённые – на таких катает один мой знакомый. В принципе ничего плохого сказать о них не могу. Для городских условий и лёгкого бездорожья само то в категории цена/крепкость.

Двойные обода также бывают разных видов. Лучше брать такой, где первый контур обода ровный, а второй сделан углом – такие обода на много крепче.

А есть вообще тройные обода…

7. Противоугонная система
Ну и последнее – защита от угона.
Продавцы нам предлагают различного вида тросы и замки.
Что могу сказать – не покупайте тросики и замки с кодом – они вскрываются за 3-5 минут, а вор-профессионал откроет их и того быстрее.
Берите замки с ключами – чем толще будет трос, тем лучше.
Чем больше разных замков и тросов будут пристёгивать ваш велосипед к недвижимому объекту, тем лучше, тем меньше шансов, что ваш вел украдут. 3-5 тросов разных производителей вполне хватит.
Лучше, чтобы один блокировал заднее колесо, другой переднее, особенно, если оно на эксцентрике, а не на гайке, один трос лучше пропустить через оба колеса, раму и недвижимый объект. И ещё одним пристегнуть раму.

Всякие сигнализации, которые начинают пищать при прикосновении к велосипеду – игрушки, хотя если есть лишние деньги, можете купить :)

На этом всё. Можете соглашаться, можете – нет. Это лишь мои рекомендации. Другие советы, про гидравлику, дорогие ободные тормоза, рамы спешиалайзд, вилки от фокс и рок-шок, тут вы не прочитаете, т.к. всё это больше специализированные продукты, хотя, если вам по душе советы из разряда возьми покруче и подороже, пусть оно тебе и не надо, то можете слушать их. Только не знаю как можно не дружить с головой, покупая велосипед за 120 тысяч рублей и кататься на нём в булочную или на работу и спокойно оставлять где попало.

Также не рекомендую слушать ребят в велоформе, которые катят по городу и любят, особенно мне, давать советы, что мне тормоза бы поменять на ободные, колёса у меня слишком тяжёлые, покрышки слишком зубастые и т.д. при этом едут они преимущественно по тротуару, и редко едут быстрее 15 км/ч :) Когда я несусь под 30-35 км/ч по дороге согласно ПДД. Об этом я расскажу в другой статье :)